Хотелось бы подробнее узнать о международных связях вашего вуза. Известно, что КГУ активно участвует в деятельности Ассоциации университетов Прикаспийских государств. В чем заключается работа этой ассоциации?
Сегодня, в условиях формирования новой России, когда актуальна проблема узнавания, познания друг друга и себя, региональные и межрегиональные связи играют огромную роль. А Южный федеральный округ, в котором мы живем, один из самых многонациональных и многоконфессиональных в России. И этим тоже обусловлено открытие у нас специальности «Регионоведение». Все жить и работать в Москве не могут. Да и Россия всегда была сильна своей провинцией, своими регионами. Поэтому качество образования должно быть обеспечено на региональном уровне. Как я уже сказал, одной из основных задач мы считаем налаживание культурных и экономических связей между Востоком и Западом, что подкреплено договорами о сотрудничестве со многими вузами России, а также Монголии, Китая, Японии и Европы.
Мы не только сотрудничаем с учреждениями образования и культуры Калмыкии, но и создаем в республике единое научно-образовательное и культурное пространство.
Не кажется ли вам, что сегодня образовательные учреждения могут и должны играть активную роль в региональных и межрегиональных отношениях? Сотрудничает ли вуз с учреждениями культуры и образования региона?
Около 8 тыс. студентов овладевают 26 специальностями естественно-научного, филологического, педагогического, юридического, аграрного, инженерного профилей. Готовим также историков, экологов, регионоведов по странам Центральной и Юго-Восточной Азии. Сегодня перечень специальностей, по которым ведется подготовка в университете, сильно отличается от того, что был 30 и даже 10 лет назад. Изменилось качество жизни людей, изменились общественное устройство и экономические условия. Университет в этой ситуации старается соответствовать потребностям общества, выполнять его социальный заказ.
По каким направлениям ведется преподавание в университете? Сколько у вас студентов?
А сейчас, как и прежде, требуются учителя, особенно в сельские школы, впрочем, они нужны по всей России. И мы их готовим. В начале 90-х годов, когда страна перешла к рыночной экономике, стал ощущаться дефицит экономических и юридических знаний. Развитие российского общества также потребовало новых юридических, культурологических, политологических знаний. Поэтому, оставаясь верным традициям классического образования, университет начал обучение по ряду новых специальностей: юридическим, экономическим, управленческим и др. Только за последние пять лет открыто еще десять специальностей. Например, «Природоохранное обустройство территорий» в связи с тем, что в конце 80-х Калмыкия столкнулась с острыми экологическими проблемами. Или специальность «Регионоведение». Мы верим, что КГУ станет своеобразным культурным и научным мостом между Востоком и Западом, выразителем и представителем российских интересов на Востоке. Калмыки единственные азиаты и буддисты в Европе. Калмыцкое общество поликультурное, оно обеспечивает в беспокойном южном регионе межэтническую связь. Калмыки, воспитанные на ценностях восточной и западной цивилизаций, не только толерантны, но и открыты для восприятия иной культуры, иных ценностей.
Действительно, высшая школа Калмыкии прошла сложный путь развития. О создании университета говорилось еще на общекалмыцком съезде в 1920 году, но только перед самой войной был образован пединститут, возобновивший свою работу лишь в 1964 году, через 7 лет после вновь обретенной национальной автономии. А в 1970 году на базе пединститута организован университет. Возродившейся республике срочно требовались кадры, поскольку репрессии не только нанесли тяжелейший удар по культуре и языку народа и разорили экономику, все сферы жизни, но и уничтожили цвет нации, ее интеллигенцию.
Высшая школа Калмыкии прошла непростой путь. По сути, систему высшего образования пришлось создавать заново, после того как республика вновь получила автономию в 1957 году. Тогда региону были нужны квалифицированные специалисты в области образования, сельского хозяйства, экономики, естественных наук и др. Прошло время, изменились и потребности республики в кадрах. Какие теперь специалисты востребованы в Калмыкии? И как ваш вуз справляется с их подготовкой?
Кроме того, университет выполняет и воспитательную функцию. Формирование человека происходит в 17 25 лет. А это самый студенческий возраст. Реформы 90-х ведь привели к тому, что не только взрослые потеряли ориентиры в жизни. Молодежи тоже очень трудно. И воспитание ее должно определяться не курсом доллара, а гражданскими, общечеловеческими и общенациональными ценностями. Мы обязаны сделать все, чтобы молодой человек не потерялся в рыночных условиях, в результате реформ.
Вы правы, статус единственного государственного вуза ставит перед нашим коллективом жесткие требования по поддержанию высокого уровня эффективности и качества образования, его доступности для всех социальных слоев общества. За 32 года своего существования университет превратился в центр образования, науки и культуры республики и стал, не побоюсь такой оценки, одним из ее системообразующих факторов. Сегодня около 80% руководителей и специалистов Калмыкии выпускники нашего вуза. Основная миссия университета заключается как раз в этом в реализации потребности молодых людей республики, региона, страны в высококачественном образовании. Также свою задачу КГУ видит в сохранении уникальной культуры Калмыкии, ее природных богатств, кстати, до конца еще не изученных. Мы ведь живем в уникальном регионе Прикаспийском и прилагаем усилия для сохранения российского Прикаспия, его минеральных и биологических ресурсов.
Герман Манджиевич, ваш университет единственное государственное высшее учебное заведение в Калмыкии. Наверное, это накладывает на вуз серьезные обязательства. В чем заключается миссия Калмыцкого госуниверситета?
Наш разговор с ректором КГУ, профессором Германом Борликовым о месте и роли образования в развитии страны и конкретного региона, о воспитании молодежи.
Развитие Калмыкии невозможно без Калмыцкого государственного университета (КГУ). Это не только кузница кадров для республики и соседних краев и областей, но и системообразующий фактор развития региона, центр образования, науки и культуры республики.
'80% руководителей Калмыкии - выпускники нашего ВУЗа'
Версия для печати
Подписка на новости
Поиск по сайту
| | |
'80% руководителей Калмыкии - выпускники нашего ВУЗа'. БОСС 8, 2002 - Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент, финансы, журналы и книги, бизнес-планы реальных предприятий, программы инвестиционного анализа и управления проектами, маркетинг и реклама
Комментариев нет:
Отправить комментарий