273.83 Kb.Название Дата31.03.2012Размер273.83 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Автор сайта: Никонов Владимир Знаете ли вы, что просто слушая музыку, можно повысить активность мозга?Ученые пришли к неожиданному выводу: в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В обработке музыки участвуют области, рассредоточенные по всему мозгу. Когда играет музыка, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга возрастает. Музыка заставляет мозг работать Не так давно американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что музыка помогает во многом - например, в чтении и концентрации внимания. Полученные данные, по мнению проводившей эксперимент Нины Краус, невролога Северо-западного Университета США, выдвигают на первый план важность занятий музыкой. "Когда школьное финансирование ограничивают, первое, что убирают из программы - обычно как раз уроки музыки. Это большая ошибка". Исследования с участием 20 добровольцев начались с того, что участникам эксперимента предложили посмотреть фильмы по их выбору. Во время просмотра добровольцы также непрерывно слышали на заднем плане слово мандаринского наречия, похожее на "ми". Это наречие очень музыкально, и значение слова зависит от тона, которым оно произнесено. Например, слово "ми", произнесенное ровным тоном, означает "смотреть искоса", если тон повысить, то слово обретает значение "смутить", а при пониженном тоне это слово означает "рис". Во время эксперимента ученые фиксировали уровень мозговой деятельности участников. Надо отметить, что половина добровольцев в детстве посещала музыкальную школу на протяжении шести лет (в среднем). Другая же половина не посещала музыкальные занятия. Все участники были носителями английского языка и никогда раньше не слышали мандаринского диалекта. "Даже при том, что все внимание участников было сосредоточено на фильме, и звуки "ми" не имели для них никакого смысла, те из них, которые посещали музыкальную школу, гораздо лучше различали нюансы речи героев фильма", - отметил невролог Северо-западного Университета Патрик Уонг. Он подчеркнул, что наблюдения проводились над самыми обыкновенными людьми, не являющимися профессиональными музыкантами. Ученые выяснили, что музыка воспринимается той же частью мозга, которая отвечает за автоматические функции тела, такие как дыхание и сердцебиение. Наибольшее стимулирующее действие оказывает "живая", причем импровизируемая музыка. "Эти результаты показывают нам, на каком глубоком уровне музыка воспринимается человеком. Мы думаем, что музыка стимулирует и фактически настраивает мозг на усиленную работу", - заявила Краус. Сейчас ученых занимает другой вопрос сколько лет музыкального обучения требуется для того, чтобы терапия музыкой принесла свои ощутимые результаты. Исследователи полагают, что музыкальные занятия также помогли бы детям с низким уровнем грамотности.^ Музыка и мозг ребенка Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста. Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению в педагогической практике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное обучение. И, действительно, по мнению многих физиологов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Г.Доман, Н.А.Зайцев, М.Ибука, А.Н.Леонтьев, Г.Ю.Маляренко, Р.С.Немов, Б.П.Никитин, Ж.Пиаже, и др.) именно возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его характера; периодом, когда закладывается интеллектуальная база, на основе которой в последующем будет развиваться умственная деятельность человека; периодом активного роста и развития мозга и межнейронных связей. Формирование мозговых структур и межнейронных соединений обусловлено воздействием на систему органов чувств человека различных сенсорных потоков, ведь развитие ребенка происходит не только по генетической программе. А.В.Запорожец подчеркивал, что социальная среда это не просто необходимые условия, а подлинный источник развития ребенка. Эта мысль лежит и в основе современных теорий раннего интеллектуального развития человека (Г.Доман, М.Ибука, Ш.Сузуки, М.Монтессори, М.Л.Лазарев, Н.Зайцев и другие). По мнению некоторых ученых, человеческое существо, развивающееся с момента рождения в условиях полного отсутствия сигналов из внешнего мира (сенсорного притока), было бы полностью лишено психических функций (Х.Дельгадо). Сенсорный приток оказывает оптимальное воздействие, когда попадает в сензитивные периоды развития психических функций, т.е. периоды особой чувствительности определенных функций к внешним воздействиям. Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям (Д.А.Фарбер). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире (Л.А.Венгер, Р.С.Немов и другие). Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста (C.Hoskins 1988), улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками (C.W.Park, S.M.Yong 1986). Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок (S.Rosenberg 1993, M.Spighhiger 1995). По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками (D.L.Nelson, A.A.Darrow, K.Aldridge). В последнее время появилось огромное количество дошкольных детских заведений, гимназий, прогимназий, лицеев и т.д., в которых маленьких детей обучают чтению, письму и математике. Но, как правило, обучают там, используя технологии школьного обучения. Сидение за партами, письмо в прописях, домашние задания. Зачастую не учитываются психофизиологические особенности данного возраста: ведущий вид деятельности игра, преимущественно наглядно-образное мышление, неустойчивость психических процессов, повышенная эмоциональность, непроизвольность внимания детьми запоминается только та информация, которая вызывает
Знаете ли вы, что просто слушая музыку, можно повысить активность мозга?
Знаете ли вы, что просто слушая музыку, можно повысить активность мозга?
Комментариев нет:
Отправить комментарий