суббота, 9 февраля 2013 г.

чим мені подобається свято святого миколая

Решил переопубликовать в качестве ликбеза. А то некоторые идиоты, называют Деда Мороза "советским викидьком". Напоминаю, наш Дедушка Мороз древнейший одухотворённый символ. Гордиться надо! А тут впору вспомнить мудрость: "Чому так дурн? Бо бдн? А чому так бдн? Бо дурн!".Ещё раз убедился в своих суждениях сегодня, проезжая мимо Воздухофлотского моста. Там увидел вот такую мерзкую инсталляцию.На фото: Куклы Деда Мороза и Снегурочки, повешенные безграмотными осквернителями исконно украинских традиций надпись на транспаранте: "ВОНИ ХОТ¶ЛИ ЗАМ¶НИТИ НАМ СВ. МИКОЛАЯ"Ох, дошутимся... И не говорите, что не предупреждал... Потом народ будет удивляться: "и откуда только эти "мазурки", отрезанные головы, тотальная ненависть?..."Предлагаю всем воинствующим националистам внимательно изучить украинский этнографический материал Лады Лузиной из авторской рубрики "Наследие" (Журнал "ЕВА"):Сегодня Дед Мороз переживает нелёгкие времена. С Запада его атакует Санта-Клаус, претендующий на главную роль в новогоднем ревю. В России православная церковь периодически припоминает дедуле его языческое прошлое. А на Украине ему регулярно ставят в упрек сотрудничество с советской властью, да и вообще жаждут сослать деда на пенсию. Мол, Дед Мороз не украинец и не наш персонаж. Наш герой святой Николай.Странная постановка вопроса. Выйдите на улицу. Холодно? У кого есть сомнения, что этот Мороз местный?...Дед мороз жил под Киевом!Безусловно, традиция приглашать на радость детишкам ряженого деда в богатые дома пришла в Киев из столицы империи. Но откуда пришёл сам Дед Мороз?Путь его был долог и занял больше десятка веков. Причём за время пути он сменил немало имён Позвизд, Карачун, Зимник, Трескун, Студенец, Морозко, Мороз Иванович, Ёлочный дед...Как свидетельствует древний синопсис, Позвизд был третьим из идолов, установленных в Киеве князем Владимиром (ещё не крестителем, а ярым язычником). Известный также как Посвист и Вихрь, древнеславянский бог отличался от нашего Деда скорее нравом, чем внешностью. Он имел обширную бороду, долгую, крылатую одежду, из его одеяния шёл снег, а ветра развевались за ним вместо плаща. В окружении слуг вихрей и бурь он носился по небу, а в виде подарка славяне просили его не причинять им зла. И, к слову, нынешняя традиция строить "дедам" персональные дома в Великом Устюге, Архангельске или Лапландии имеет не менее давнюю историю. Статуя Позвизда занимала почётное место на капище, сооруженном по центру Старокиевской горы, насупротив княжьего дворца. Но прямо под Киевом в чистом поле для повелителя снега и града был выстроен храм. Дабы тот, устав от полетов, мог отдохнуть от лихих дел в своём собственном доме и вспомнить, как его чтят киевляне.В дохристианские времена любимец князя Владимира был божеством демисезонным. Так же, как и более поздняя его ипостась, о существовании которой крестьяне, по понятным причинам, помнили не только зимой. Причуды хозяина плохой погоды сказывались и весной, и летом. Потому в канун Рождества и в украинских, и русских, и белорусских деревнях духа холода приглашали в дом одними и теми же словами: "Ой, Мороз, Мороз, иди в хату кутью есть. Зимой ходи, а на Петровку не ходи".Сохранилось немало описаний этого древнего обряда. Перед тем как усесться за рождественский стол с обязательными двенадцатью блюдами, хозяйка набирала понемногу из каждой миски. Держа угощение в руках, хозяин выходил за порог и, трижды повернувшись по солнцу, зазывал на кутью Мороза, бурю и диких зверей. "Буре, буре, будь ласкава  виходь до нас на святу вечерю", "Вовче, вовче, ходи до нас до оброку, а не прийдеш до оброку, аби сь не йшов д мой худоб". Как тут не вспомнить, что челядь Посвиста-Вихря бураны и бури, по легенде, оборачивались в стаи волков и медведей-шатунов?Но общая для всех восточных славян, населявших некогда земли Киевской Руси, традиция кормления Мороза заставляет историков заподозрить его в родственных связях и с другим божеством Велесом. В эпоху киевских князей идол бога скота, производительных сил природы и подземного мира стоял на Подоле. В то время как сам Велес обитал там же, где и небезызвестный Морозко, либо в лесу, либо... в царстве смерти.Повелитель смерти Ещё одно подзабытое имя доброго дедушки Карачун и до наших дней остается синонимом слова "смерть". За сотни лет до изобретения центрального отопления и прочих благ городской цивилизации связь зимы со смертью не казалась людям красивой метафорой.Согласно древнеславянским верованиям, Карачуном (Корочуном, Коротуном) звали одного из самых лютых богов. Взмахнув своим посохом, сей седовласый старец мог укоротить век всем живущим, каждый год наказывал морозам студить землю и, в отличие от Посвиста-Вихря, обитал не на небе, а под землёй. Позднее на Западной Украине Карачуном именовали сам рождественский праздник, а в Древней Руси зимний солнцеворот, самый короткий день в году смерть солнца. С приходом христианства церковь приурочила светлое Рождество к языческому солнцестоянию, но негласное название осталось.По преданиям, в период наиболее тёмного язычества именно на праздник зимнего солнца древнейшего Деда Мороза "кормили" человеческими жертвоприношениями. Молодую, красивую девственницу уводили в лес, привязывали к дереву и оставляли на погибель. Если в течение дня жертва замерзала насмерть, считалось, что подношение принято и следующий год будет удачным.Правда то или нет, но этот сюжет просматривается и в сказке "Морозко", и в написанной на основе крестьянского фольклора поэме Некрасова "Мороз, Красный нос". Причём народная версия "Морозко" порядочно отличается от старого, доброго советского фильма. Хорошую девочку-падчерицу, оставленную по настоянию злой старухи-мачехи под деревом в зимнем лесу, снежный дед таки награждает тёплой шубой и дорогими дарами. А вот возжелавших повторить её подвиг мачехиных дочек, осмелившихся дерзить Морозке, на следующий день находят мёртвыми.Любопытно, что, по мнению народа, история эта заканчивается хорошо. Похоронив дочерей, "старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать". Хорошая девочка вышла замуж, а её отец "внучат Морозком стращал и упрямиться не давал". Мораль полностью позаимствована из народных обрядов: кто Деда Мороза уважит, будет жить долго и счастливо, кто нет тому и жизни нет.Похожий "хэппи-энд" и в произведении Некрасова. Несчастная крестьянка встречает в лесу Мороза-воеводу, любившего "в глубоких могилах покойников в иней рядить". Он предлагает ей стать его женой, невеста замерзает до смерти и наконец обретает невозможное в жизни счастье. Поди разберись, хороший Дед Мороз или плохой? Особенно если вспомнить, что Дедом славяне издавна называли дух Рода. Своего далекого прапрапредка, коего тоже принято было ублажать и насыщать, приглашая из царства мёртвых в дом: "Деду, деду, иди до обеду".Первым таинством рождественского Святвечера на Украине был внос в дом Дидуха снопа пшеницы. Поздравив домашних с праздником, хозяин ставил "деда" на почётное место. Такого же или того же самого "дда" последний сноп при сборе урожая с почестями несли в хату с поля осенью. По окончании зимних гуляний его перемалывали и весной засевали этим зерном новое поле. Но, как засвидетельствовано ещё Грушевским, помимо красноречивого названия Дидух (Дедов дух) у этого символа Праотца было и другое Карачун.На Рождество было принято чествовать всех умерших своих и чужих, грешных и праведных. Для них щедро оставляли на ночь остатки еды и рассыпали крошки по полу. Но перед прадедом Дидухом-Карачуном ставили отдельную миску жертву в виде хлеба с кутьей. Кутья издавна считалась блюдом для поминовения мёртвых. Второй непременный атрибут рождественского застолья взвар, символ жизни. Жизнь и смерть царили в эту ночь на столе, за окном и на небе...Считалось, что хорошо накормленные души умерших "деды" большие и маленькие защищают своих потомков от всевозможных злосчастий. И славноизвестные зимние колядования и щедрования, во время коих разряженные в страхолюдные маски и вывернутые наизнанку кожухи парубки и девчата ходили по хатам, стучали в окна и собирали в мешки колбасу с пирогами не что иное, как карнавальное шествие духов, требующих щедрых и вкусных даров. Старшина колядующих традиционно назывался Дедом (он не должен был произносить ни единого слова). И смысл подношения был традиционный купить себе счастливый, урожайный и сытый грядущий год. Тем паче что древнеславянский Новый год, напрямую связанный с Карачуном и Колядой и подаривший нам на память колядки, в давнюю давь наши предки отмечали аккурат на зимнее солнцестояние, в самую длинную ночь. Это был праздник жизни и смерти.Одни считают Карачуна близнецом Чернобога, иные зимней ипостасью Велеса, богом падежа скота. Третьи утверждают, что так звали чёрного змея. Каждый год он заглатывал старое солнце. Но на утро богиня Коляда рождала в водах Днепра маленького сына Божича новый свет. Смерть порождала жизнь. Так же, как скошенный сноп Дидух порождал новые посевы, как наш Праотец породил всех нас. И круг этот был бесконечен...Добрый Дедушка Мороз нам подарки всем принёс!В эпоху обожествления природы во всех краях, где зимой царил холод и снег, Мороз не мог не стать божеством. Но как бы ни звали зимнего деда Зимник, Трескун, Студенец, он прошёл рука об руку с человечеством длинную дорогу от дремучих языческих лесов до сверкающих новогодних балов. Вначале он выступал одновременно в роли повелителя смерти и щедрого дарителя, затем прославился тем, что раздавал хорошим детям подарки, а плохих бил посохом, заталкивал в опустевший мешок и уносил в лес на съеденье волкам. Вначале в обмен на дары он требовал юных красавиц, затем ограничился колбасой, позже рюмкой водки и детским стишком. Но как бы там ни было, он никогда не изменял ни своим привычкам, ни давним традициям. Просто так же, как мы, облёк их в приличествующую цивилизованную форму.Даже зимняя красавица-ёлка, переместившаяся из лесной дедовой вотчины в благоустроенный дом, считалась у славян деревом мёртвых еловыми ветвями устилали дорогу покойнику на кладбище, из них же делались ритуальные венки. Поэтому Петру I, перенявшему у немцев традицию тащить в терем погребальное древо, пришлось внедрять этот предмет интерьера самыми суровыми методами. Царь лично ездил по домам своих

Пошук по блогах: 

Отморозки | Укранська правда - Блоги

Комментариев нет:

Отправить комментарий